Безопасный интернет детям

Методическое пособие для родителей
Информация, в мире которой ребенок находится с момента появления на свет, способна нести в себе информационные угрозы. СМИ являются не только носителем информации, а точней доносителем ее до масс, но и мощнейшим аппаратом манипуляционного действия. Девальвируются и высмеиваются бескорыстность, скромность, честность, целомудренность, застенчивость. Нет книг, фильмов, показывающих «человека труда», «семьянина». Происходит потеря института семьи, модной для детей стала тема «счастливый ребенок без родителей».
Мы наблюдаем интеллектуальное растление посредством подмены образов: «убийство во имя справедливости», «отмщение во имя дружбы».
Недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация, исходящая от основных источников информации, а также от средств информационного воздействия, оказывает определенное влияние на получателя информации – ребенка. Когда мы радуемся, что ребенок, сидящий за компьютером, рядом с нами, мы не задумываемся над тем, что ребенок виртуально далеко от нас.
Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов. Негативная информация несет вред здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), происходит переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), ребенок испытывает трудности в обучении (отсутствие времени на чтение, выполнение домашнего задания, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости).
Серьезной и глобально значимой проблемой стало злоупотребление Интернетом для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты, деструктивные группировки.
Мы, взрослые, отстаем от информационной грамотности детей, не подозревая, какой опасности они подвергаются. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает. Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети и подростки, в силу возраста не обладают способностью фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков, принимают всю информацию, не понимая, что она может быть противозаконной, неэтичной, недостоверной, вредоносной. Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти. Педагоги способны быть проводниками детям в мир знаний, но в то же время не допустить, чтобы неустойчивая подростковая психика подвергалась информационному насилию, подготовить сознание детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формировать информационную безопасность (навыки критического мышления), развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной.
У Детства существует очень серьезный враг в виде информационных угроз. Потрогать его нельзя и поймать трудно, но уметь противостоять ему необходимо.
Самым эффективным механизмом информационной безопасности несовершеннолетних может стать работа по формированию осознанного самостоятельного умения учащихся выбирать безопасную информацию. Лучший фильтр, который может обеспечить безопасность ребенка в сети и решить многие другие проблемы, в голове самого ребенка, а взрослому нужно только настроить этот фильтр.
Информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций, государства; безопасность информационного обеспечения жизненно-важных интересов личности.
Влияние СМИ на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей и подростков практика воспитания детей и психологические исследования показывают крайне неоднозначное влияние СМИ на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей и подростков, однако все признают это влияние чрезвычайно значительным, а главное, резко возрастающим в условиях информационного общества.
Особый эффект оказывает на молодежь столкновение с любым видом информационной продукции порнографического характера. Эти материалы не только стимулируют и меняют подростковое представление о сексуальных практиках, но и оказывают извращенное «образовательное» действие, служат в качестве модели и руководства к действию.
Мобильный доступ к интернету за пределами дома и школы открывает новые горизонты для общения и доверительных отношений между детьми и незнакомыми взрослыми. При этом в большинстве национальных законодательств не предусматривается обязанность поставщиков интернет услуг, операторов телефонной связи или банковских служб информировать органы власти и сотрудничать с ними в случае обнаружения порнографических сайтов, в сети которых вовлекаются дети. Чтобы помочь детям, имевших в своей жизни такой ужасный опыт, необходимы огромные усилия взрослых, их неподдельная любовь и доверие, необходимо способствовать восстановлению физического и психического здоровья. В подростковом возрасте самосознание человека находится в активной стадии формирования. Подростки ищут себя в этом мире и поэтому все время пробуют что-то новое. Интернет для них представляет собой совершенно уникальное пространство для личностного и социального самоопределения. Подросток в социальных сетях стремится найти себя самого. Для подрастающего поколения характерно использование агрессивных и шокирующих ников: Dark, Stella, GothicPrincess, I LOVE, ROCK, ИЗГОЙ. В качестве образов дети чаще всего используют фотографии знаменитостей, героев аниме, фотографии обнаженного тела. Блоги и социальные сети могут играть неоднозначную роль в жизни подростка. С одной стороны, они предоставляют уникальные возможности для самоопределения личности, открывая доступ к огромному количеству людей и социальных групп. В то же время некоторые особенности общения подростков в блогах (высокий уровень активности, хаотичное блуждание по интернет-ресурсам, агрессивная самопрезентация) являются потенциальными источниками угроз для
их безопасности, например, таких, как установление случайных контактов с незнакомцами, вовлечение в антисоциальные группы, возникновение различных конфликтных ситуаций.
Основные характеристики такого эффекта: анонимность; невидимость; начало/конец связи; воображаемый мир; нет полиции.
К концу подросткового возраста началу юношеского периода дети все чаще и чаще начинают задумываться над главным вопросом в их жизни: «Кто я?», появляется качественно новое новообразование – самоопределение. Именно поэтому этот возраст становится очень уязвимым и чувствительным к самоубийствам. Страшнее еще то, что в информационном мире все больше и больше появляются интернет-ресурсы, специально созданные для осуществления этого акта насилия.
Интернет как мощное средство коммуникации молниеносно распространяет информацию о суицидах, существуют подробные инструкции, как это осуществить, что для этого необходимо, выложены фото жертв, подробное их описание. Суицид становится темой не только интернета, СМИ очень часто и в подробностях описывают смерть, детали конкретного случая, создают событие, обращаются в прошлое. Такая негативная информация в буквальном смысле губительна для молодежи. Можно сказать, что современный молодежный мир поглощен массовой суицидальной эпидемией.
И в заключение:
1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова-читать грубости так же неприятно, как и слышать.
2. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
3. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей.
4. Объясните детям, что информация, которую они выкладывают в Интернете, может быть использована против них.
5. Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования сетью.
6. Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться с взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами.
7. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
8. Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.
9. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
10. Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля.
11. Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
12. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
13. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
14. Придерживайтесь демократического стиля воспитания в семье, который в наибольшей степени способствует воспитанию в ребенке самостоятельности, активности, инициативы и ответственности.
15. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если Вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в Вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
16. Категорически запрещайте играть в компьютерные игры перед сном.
17. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям (чтобы он чувствовал радость от этого), а также приобщать ребенка к домашним делам.
18. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. Приглашать чаще друзей ребенка в дом.
19. Не нужно ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.
Источник: https://77.xn--b1aew.xn--p1ai/PAMJATKI